kirgal (kirgal) wrote,
kirgal

Пинега

Встретились мы с Вадимычем в субботу 23 июня вечером на границе Вельского и Шенкурского районов Архангельской области на трассе М-8. Попили чайку и решили тянуть до Усть-Ваги, где с трассы надо было сворачивать на местную дорогу на Котлас. Вся трасса на Архангельск активно ремонтируется и, скорее всего, к осени проехать по ней можно будет с ветерком.

Ночевали, точнее, немного поспали, на берегу Ваги, утром чуть перекусили и дальше в путь. Дорога от Усть-Ваги до парома в Верхнюю Тойму тоже частично покрыта новым асфальтом, но даже там, где остался грейдер, он в хорошем состоянии, мы разгонялись до 80. Паром через Северную Двину работает с 6 до 20 и подъехали мы удачно, он уже подходил с правого берега. Переправа легковой машины стоит 300 рублей, а без билета 250. Переправились, зашли в магазин прикупить кое-чего по мелочи и двинулись к цели нашей поездки —  впадению Илеши в Пинегу.

Дорога от Двинского до деревни Красное, примерно  100 км, это песчаный грейдер, частично с плитами в одну колею, но по ним никто не ездит. Сам грейдер местами ничего, местами не очень, но проходим для любой машины. От Красного идет просто песчаная дорога через лес, километров 25 до брода через Илешу у самого слияния ее с Пинегой. На дороге много луж глубиной от 20 см до того, что я раз чуть в болотник не зачерпнул, пытаясь найти проезд помельче. Уралы там иногда ходят, вот и разрывают себе колеи. Вокруг некоторых луж есть объезды по краю или через лес. В общем, дорога для наших недоджипов на пределе, чтобы пройти ее без экстрима. Если ее знать, то вообще без проблем можно ездить. Кругом дороги сосны, грибы растут и просто тишина и красиво.

Ближе к вечеру добрались до брода через Илешу, проехали к Пинеге, вернулись и остановились на ночь на широком песчано-галечном пляже.

Ехать дальше мы не планировали, так как глубина брода сильно зависит от дождей и назад можно и не вернуться. Хотя и туда было глубоковато. Попробовали немного половить. Вадимыч на червяка поймал всего понемногу, в том числе хорошего голавля грамм на 600-700, а я на спин пару хариусов.

Вадимыч хотел походить на лодке, а в Илеше в целом мелко для мотора и на другой день мы переехали на Пинегу, встали на лугу возле переката и простояли там почти три дня. Все это время вода потихоньку падала и ловля взабродку на перекате становилась все удобней, но хариус, моя основная цель, клевал не очень. На самом перекате, вернее, на входе в него, был только в первый день, да и то немного, а после держался только в затишках под берегом. Но все-таки помаленьку ловился. В прилове у меня были и уклейка, и елец, и окунь, а у Вадимыча на червяка еще и плотва, и пескарь. В общем, супер клева не было, но клевало понемногу постоянно.

Погода стояла неровная, то затянет все и заморосит, то солнце полдня вовсю светит, но, в целом, приятно было и безо всяких катаклизмов. Так мы и провели понедельник, вторник и половину среды, ловили, отдыхали и наслаждались тишиной, чистотой берегов и реки. Во вторник пришел местный рыбак-охотник Василий, у него недалеко от нашей стоянки избушка, где он живет больше, чем дома в деревне и летом и зимой. Летом ездит на мотоцикле, зимой на лошади. Такой любитель-отшельник. Но сначала подошла его собака, молоденькая небольшая полулайка, встала молчком недалеко и смотрит. Кинули ей кусок хлеба, съела, второй взяла из рук и туда же. А у Вадимыча из Карелии были копченые щуки и окуни, мы их, конечно, ели, но столько нам было не осилить. И вот он дает собаке щуку, без головы и хвоста, поболе килограмма кусок будет, та отошла в сторонку и в полминуты все слопала. Потом съела вторую и только третью понесла куда-то в кусты прятать. Не очень Вася свою собаку кормит.

С подачи Васи сначала Вадимыч, а потом вдвоем понимались с километр по реке и ходили на другом берегу ловить в лесном ручье.

Хариуса там, в бочажках немерено, но мелкий совсем. Клюет вовсю, но засекается мало. Хотя у Вадимыча на червяка или, как говорил Вася, на шнура ловилось неплохо. Но недолго мы там половили, кругом лес, кусты, трава выше колена и комаров тучи. Если бы не Гардекс, туда и соваться нечего. По крайней мере, нам, городским.

В среду мы хотели перебраться поближе к Красному, чтобы в четверг не тратить время на плохой участок дороги. Но с утра еще половили. Ближе к обеду я решил собрать палатку, снял тент, скрутил его и стал убирать в чехол за машиной. Убрал, поднимаю голову, а палатки нет, ветром сдуло. Подбегаю к берегу, а она уже плывет по речке. Кричу Вадимычу, сам бегу, хорошо, там неглубоко, догнал. Помаленьку вытащил на берег и давай сушить, поворачивая ее так и сяк. Ветер сильный был и солнце, так что минут за двадцать высохла.

Часа в два перекусили, собрались и поехали в обратный путь. Лужи на дороге за два солнечных и ветреных дня заметно обмелели, да и помнили мы, в общем, самые засадные и поэтому доехали до Красного довольно быстро. Несколько раз совались на боковые дорожки к реке, но ничего интересного не нашли и встали, в итоге, напротив деревни.

Посмотрели, как местное население занимается сельхозработами.

Не успел я сразу снять, но сначала мужик пахал на бабе. Вообще-то приехали они на огород на УАЗике, почему им не воспользовались, непонятно.

У Вадимыча в подвеске что-то стучало, он хотел заехать на канаву для осмотра, а я попробовал половить. Прямо возле стоянки река совсем мелкая, ловить можно только на совсем легкие блесны, поймал я пару харюзков, но сильный ветер очень мешал забрасывать. И тогда я пошел вниз за поворот, где надеялся спрятаться от ветра. И нашел там просто замечательное место — из узкой трубы мощный поток переходит в два переката. На протяжении 100-150 метров огромное разнообразие условий, и отмели, и камни, и ямы, и струя, и затишки с обратками. Одно плохо, что возле деревни. Часа полтора неплохо половил там, поймал пяток хариусов, несколько ельцов и отличного голавля на кило с хвостиком.

Ближе к вечеру поели, все барахло убрали в машины, так как рядом уже часа три проходила черная туча и мы опасались, как бы нас не зацепило. Вроде и спать можно ложиться, но было только девять часов и Вадимыч предложил ехать, а поспать уже где-нибудь на Северной Двине. Так и сделали.

Оказалось, что та черная туча прошла как раз над дорогой на Двинской, даже местами ее немного размыло. Но потихоньку доехали, встали на высоком берегу Двины и поспали. Утром накачали шины до нормального давления и поехали к парому. Подъезжаем, паром только разгрузился, но, оказалось, у них перерыв два часа. По счастью, кроме официального большого парома, есть еще несколько частных маленьких. На одном из таких мы и переправились. Позавтракали на левом берегу и тронулись домой. Но километров через десять смотрю, мигает мне Вадимыч фарами, останавливаемся, и он мне предлагает ехать одному в другую сторону, через Котлас и Великий Устюг на Сухону. Сам-то он, видать, имел идею проехать именно так, но из-за стуков в подвеске не решился, грейдер там на Котлас совсем плохой. Так мы распрощались и поехали каждый своим путем.

Часам к четырем я доехал до указанного Вадимычем места — порога Опоки на Сухоне.

Широкий и длинный порог-перекат с очень красивым обрывом на том берегу, широкий галечный пляж на этом. Отличное место для стоянки и отдыха. Но ходить там по всему перекату в болотниках, как обещал Вадимыч, невозможно. Уровень воды, видимо, высоковат. И поэтому я вернулся на несколько километров назад, на речку Стрельну, которую я увидел с дороги. Стрельна в этом месте представляет непрерывную цепь перекатов, с очень разнообразными местами для рыбалки. В улове, в основном, был крупный елец, но попадался и хариус, и окунь.

Там наблюдал довольно долго нечастое явление гало.

Часам к восьми вернулся я на Сухону, поужинал, посидел и почитал первый раз за неделю в футболке и без Гардекса, уложил вещи, чтобы с утра не тратить времени и лег спать.

А дальше только разбитая дорога почти до Вологды и к вечеру я был дома. Такая вот познавательно-рыболовная поездка. Хоть клевало и не очень, но клевало везде и всегда, а уж места разные, людьми совсем мало тронутые, просто порадовали.

PS Немного дорог до места и обратно.